Результаты научных исследований и изменения в окружающей нас жизни показывают, что информация и научные знания в последние годы играют все большую роль в развитии общества.
Об информации сегодня говорят как о стратегическом ресурсе общества, определяющем уровень развития любого государства, его экономический потенциал и положение в мировом сообществе.
Информационно-технологическая революция в развитых странах мира порождает принципиально новую структуру экономики. Темпы развития прогресса в соответствующих отраслях впечатляют. Ярким подтверждением этого могут служить следующие примеры.
1.Комании производящие сетевое оборудование
Фирма Cisco Systems, Inc. начиная с выпуска своего первого продукта в 1986 году, выросла сегодня в лидера мирового рынка. С 1990 ежегодные доходы Cisco выросли с $69 миллионов до $6.44 миллиардов в 1997 финансовом году, т. е. за семь лет доходы возросли почти в сто раз. Cisco Systems стала крупнейшим в мире коммерческим сайтом в сети Internet, ежедневно принимая заказы на сумму, превышающую 9 миллионов долларов США.
Объем продаж Cisco Systems за прошедший 1999 финансовый год составил 12,154 миллиардов долларов США.
2. Компании связанные с разработкой серверов электронной торговли и другого программного обеспечения для электронной коммерции
Здесь заняты более сотни крупных компаний в мире, в том числе Inter World, Broad Vision, Microsoft, Art Technology Group, Open Market, IBM, Sun Microsystems+ Netscape Communications и другие. Объем их вложений в развитие систем электронной коммерции превышает ежегодно сотни миллионов долларов.
3. Компании предлагающие косалтинговые услуги.
Эксперты Price water house Coopers в области управления отмечают дальнейший спрос на услуги Price water house Coopers по электронному бизнесу и ожидают, что к середине 2000 г. объем консультационных услуг в области электронного бизнеса достигнет 1,6 миллиардов долларов США. При этом, половина всех новых консультационных проектов в 2000 г. будет связана с электронным бизнесом, а к 2005 г. их число удвоится. В 1999 г. финансовом году доходы от основной деятельности Price water house Coopers по всему миру выросли на 27 процентов, или на 4,9 миллиарда долларов США, при чем, более 0,5 миллиарда долларов из этой суммы - доходы от услуг в области электронного бизнеса в Европе.
В развитых странах формируется новый перспективный информационно-ориентированный мир с новыми правилами работы в нем, где бизнес по старым правилам является архаичным и неэффективным.
Происходит смещение центра тяжести бизнеса от товарной экономики к экономики услуг, использующей достижения информационных технологий.
Россия в этом процессе находится в состоянии страны, с неразвитой товарной экономикой, лишь, в некоторых, наиболее информационно емких отраслях она движется с не очень большим отставанием от Запада. В данной статье, мы предлагаем принять новую технологию совершения деловых операций уже сейчас, используя то, лучшее, что есть на западе, но адаптированное к российским условиям.
Ясно, что многие достижения в развитии информационных технологий, конечно же, стали возможными только благодаря значительному прогрессу в области вычислительной техники и телекоммуникаций:
- новые архитектуры, например системы с массовым параллелизмом;
- существенное повышение производительности процессоров;
- совершенствование запоминающих устройств;
- успехи в разработке вычислительных сетей и глобальных коммуникаций, включая INTERNET;
- создание миниатюрных мобильных персональных компьютеров и мобильных компьютерных сред;
- разработка мощных серверов баз данных(ORACLE, INFORMIX, DB2).
Несмотря на, некоторое обнадеживающее оживление на рынке информационных услуг в России, а также большой интеллектуальный потенциал нашей страны, налицо недостаточное понимание обществом важности и перспективности развития и реализации в народном хозяйстве достижений информационных технологий. Ведь, даже незначительное отставание в указанных направлениях мировой экономики может привести (как показывает опыт прошлых лет) уже через год или два к значительной потере перспективного для рыночной экономики России сегмента рынка информационных услуг и, следовательно, к потере так необходимой для бюджета страны валюты.
Не является исключением в данном смысле и лесной комплекс нашей страны, который всегда был одним из наиболее ликвидных и прибыльных отраслей промышленности и по праву назывался валютной кузницей России. К сожалению, по ряду причин этот потенциал сегодня используется крайне неэффективно.
В прошлом году расчетная лесосека по главному пользованию освоена менее чем на 20 процентов, что в до-перестроечный период составляло в среднем 60 процентов, а производство основных видов лесобумажной продукции соответственно снизилось в 5 раз, имеющиеся производственные мощности загружены всего на 25-40 процентов. Сегодня в страну, владеющую четвертью мировых запасов леса, ввозятся из-за рубежа не только изделия глубокой переработки древесины (бумажно-беловые товары, мебель), но и в наших магазинах можно купить простые в изготовлении, не наукоемкие, половые доски, стеновые покрытия, вагонку, погонаж и несложный профиль, часто из древесины российского произрастания.
Принципиально изменилась структура нашего лесного экспорта в страны дальнего зарубежья, в десятки раз уменьшились поставки в страны СНГ, практически отсутствует цивилизованный внутренний рынок.
Более половины предприятий убыточны, неуправляемо растет кредиторская задолженность, увеличиваются затраты на рубль произведенной продукции, тенденциозно снижается эффективность лесной торговли, продолжается почти необратимый процесс утраты традиционных российских рынков, снижаются контрактные цены. Так, по заключению экспертов потери валютной выручки вследствие занижения контрактных цен только в 1999 году оцениваются в размере 550-650 млн. американских долларов, что составляет почти 20 процентов от годового объема валютной выручки всего лесного комплекса.
Таким образом, в лесопромышленном комплексе уже длительное время( более 10 лет) существуют и практически не находят решения ряд серьезных проблем. К их числу, в первую очередь, необходимо отнести проблему информационного обеспечения лесопромышленных предприятий, правительственных и региональных органов политического и экономического управления и регулирования.
Необходимо подробнее остановиться на этой проблеме, как особенно специфичной для лесного сектора рыночной, а точнее квазирыночной экономики России.
Сегодня понятно всем, что в процессе перехода к капиталистическим условиям хозяйствования, и как следствие неуправляемой приватизации в нашей стране потеряны многие технологические, производственные и, наиболее важные в рыночных условиях, информационные связи как внутри отрасли, так и межотраслевые, как межрегиональные, так и международные.
В до-перестроечный период функции информационного обеспечения выполнял центральный орган-министерство, которое от лица государства владело и, следовательно, управляло лесным комплексом, обеспечивая оперативной и интегральной информацией о его состоянии правительство и свои структурные подчиненные подразделения в регионах и за рубежом. При этом, министерство получало дифференциальную регулярную и не регулярную (по запросу) информацию о состоянии лесной промышленности от своих низовых структур. Это позволяло корректно оценивать технико-экономическое состояние лесного комплекса, проводить по полученным данным анализ и синтезировать рациональные решения по управлению лесной отраслью в целом и представлять предложения правительству для планирования и оптимизации технико-экономической политики всей промышленности страны включая и внешнеэкономические стратегии и т.д.
В данный период времени лесной комплекс состоит более чем из двадцати тысяч крупных, средних и мелких предприятий. Более 95% государственных предприятий отрасли прошли свой путь приватизации получив, в основном, приватный статус собственности и в этих структурах реализуются новые для России методы рыночного управления. Все это естественно и органично в рынке, но как акционерные предприятия и ИЧП, так и государственные органы управления и регулирования не имеют актуальной и необходимой информации о рынках сбыта и о состоянии лесного комплекса в целом. Естественно речь идет об оперативной информации, а не о постфактографической, которую представляют в лесные департаменты регионов и страны таможенные комитеты, статистические управления и др. органы через два три месяца, после того как событие уже произошло. Ну а как быть: корректно управлять и регулировать, не имея оперативной информации?
Сегодня, отсутствие этой незыблемой составляющей современного бизнеса, приводит к тому, что предприятия отрасли испытывают значительные трудности, как с планированием производства, так и со сбытом своей продукции. Как правило, многие сделки являются краткосрочными, так как не удаётся найти долгосрочного партнера и спрогнозировать изменение коньюктуры цен на длительный период (от 3-х до 6-ти месяцев), либо предприятия отгружают в порты непроданный товар( не имея контрактных цен), затрачивая при этом средства на его производство, транспортировку и хранение.
Как уже отмечалось, это приводит к тому, что либо часть производственных мощностей простаивает, либо происходит «затоваривание» продукции в портах отгрузки. Длительное хранение лесоматериалов, обусловленное временем, необходимым на поиск покупателя и согласование контрактных цен приводит к снижению качественных характеристик и, в некоторых случаях, порче товара, что обусловливает снижение его стоимости и, как следствие, определяет факт недополучения валютной выручки, уменьшения налоговых платежей в бюджет России, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации.
К примеру, недостаток объективной информации по рынку лесопродукции (спрос, предложение, запасы, цены и т.д.) ограничивает возможности предприятия по эффективному выбору стратегии и тактики продаже своего товара. В тоже время, отсутствие единого информационного поля для продавцов и покупателей по актуальным товарным и фьючерсным рынкам, приводит к не сбалансированности, «зашумливанию» рынка и как результат, выгодный для инопокупателя, к проигрышу в ценах и объемах поставки.
Сегодня, по экономическим соображениям проведение достаточных маркетинговых исследований рынков сбыта продукции по силам только наиболее крупным предприятиям. Малые и средние структуры «достают», как правило, ограниченную, не всегда объективную, информацию, получая ее от посредников через факсимильную или телефонную связь, либо работая с отдельными известными им покупателями.
Естественно, если взглянуть на это через призму современных возможностей информационных технологий, то, на лицо, неоправданно большие затраты на поиск потенциального партнера по бизнесу и высокая стоимость согласования основных условий будущего контракта (и) или приложения к нему, что умножается на неопределенность во времени и значительные расстояния, как основные препятствия к эффективной и быстрой торговле, возможные при непосредственном диалоге.
Таким образом, типичный сценарий поведения коммерсанта в повседневной работе состоит из следующих процедур:
- обзвонить;
- отправить факс;
- поместить объявление в прессе, в интернет;
- получить ответы;
- новая итерация с другими потенциальными партнерами;
- и так далее.
Можно еще попытаться пойти на специализированную лесную биржу или иную торговую площадку и попытаться продать товар, но таких мест, пока, действующих нет и, неизвестно, когда будут, а также непонятно, каким образом пользователи смогут «увидеть» объявления, как правило, удаленных партнеров. Даже в рамках географии России, это уже слишком медленно, а если учесть международную, экспортную ориентированность отрасли, то такой подход не решает проблем, стоящих перед коммерсантами.
Наконец, можно попробовать создать некоторый информационный орган (по аналогии с управлением министерства старого образца), что невозможно ни по экономическим соображениям, ни по правовым нормам рыночных механизмов хозяйствования и защиты коммерческой тайны участников рынка.
В результате предприятие путем многократного повторения вышеуказанных операций, то, что называется – нарабатывает партнерские отношения, где попросту все друг о друге знают и даже ошибочный факс или неточности в документах не нарушают реального течения дел.
Естественно, это кажущееся благополучие оправдано только при взаимодействии очень крупных и крупных, мало импровизирующих консервативных компаний и, по сути, имеет мало общего с настоящим современным динамично развивающимся рынком, с жесткой и постоянной, здоровой конкуренцией.
А что делать тысячам других лесных и смежных предприятий – как им найти и договорится друг с другом или с иностранным партнером, как им грамотно согласовать между собой условия сделки (не будучи большими знатоками стандартов, соглашений по международной торговле, обычаев и правил на отдельных географических и экономических сегментах рынков). Тем более, мировая практика уже показала, что именно малый и средний бизнес выполняют основную и крайне необходимую экономике работу, «расшевеливают» гигантов, доделывая то, что последние никогда не стали бы делать, но крайне необходимое экономике. Именно малый и средний бизнес, наиболее активно развивая и пробуя все новое, делает экономику – экономной и эффективной закрепляя наилучшие схемы и отсекая непродуктивные.
Однако, собственно по причине, обсуждаемой в данной статье, множество малых и средних лесопромышленных предприятий России не могут реализовать свой потенциал, оставаясь один на один с рынком, и тем самым эти структуры обречены на, часто искусственно, созданную посредниками, зависимость от них.
Для разрешения указанных противоречий специализированные фирмы и лесопромышленные предприятия пытаются внедрить некоторые достижения информационных технологий. Наиболее распространенные из них следующие.
- Предложение о сотрудничестве на электронной доске объявлений.
- Разработка собственного, рекламно-коммерческого сайта – это сегодня дорого и не всем под силу.
- Создание своего интернет-магазина, что пока относительно накладно и требует привлечения высококвалифицированных специалистов.
- Получение лицензионного доступа к зарубежным системам электронной коммерции - слишком дорого, но главное в России не работают те механизмы электронной коммерции, которые живут на Западе.
Следует также заметить, что развитие электронной коммерции в классическом виде пока еще имеет существенные ограничения в России. Так, Министерство РФ по связи и информатизации провело специальное заседание, посвященное электронной коммерции и ее перспективам в России. На выставке "Норвеком-2000" министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман сообщил, что в ходе заседания были выявлены 74 ограничивающих нормы, мешающих развитию электронной коммерции. Минсвязи намерено ликвидировать правовые "гири" на ногах этого перспективного вида деятельности. Для этого оно заручилось поддержкой различных государственных ведомств, в частности, Министерства науки и технологий РФ. Сейчас Минсвязи ведет переговоры по этому вопросу с Минфином РФ.
Наряду со сказанным, в РОССИИ сегодня появляются и эффективно развиваются проекты торговых и информационно-аналитических систем. К их числу можно отнести:
- РИАР (российская информационная аналитическая ассоциация);
- ВВС (внебиржевая вексельная система);
- СЭЛТ (система электронных лотовых торгов);
- известные зарубежные системы NASDAQ(внебиржевая система торговли ценными бумагами ), REUTER(мировая система электронной торговли ценными бумагами и валютой);
- АК&М;
- ФИНМАРКЕТ;
- РТС и др.
Описанный выше ситуационный фон явился причиной инициализации проекта разработки и реализации глобальной информационной аналитической системы (ГИАТС) в ОАО «РОСЛЕСПРОМ» - предприятии, организованном в процессе рыночной трансформации бывшего министерства лесной промышленности.
На первом же этапе изысканий, при изучении отечественного и мирового опыта, мы пришли к выводу, что проблема информационного обеспечения субъектов лесного рынка с использованием телекоммуникационных технологий и достижений информатики, не имеет мирового опыта решения, тем более в условиях, сравнимых с нынешней российской действительностью.
Что же касается принятой и культивируемой нами философии ГИАТС, то она основывается, прежде всего, на признании того факта, что реальная рыночная экономика, базирующаяся на открытой и честной конкуренции и добровольной коммерческой прозрачности, есть единственно возможный фундамент для будущего процветания и стабильности российского общества. По нашему убеждению, развитие цивилизованного бизнеса в лесном секторе мирового рынка – в интересах не только нашего отечества, но и наших зарубежных партнеров, да цивилизованного мира в целом.
Создание ГИАТС для лесной промышленности в силу ее специфики потребовало разработки оригинального подхода к проектированию механизма согласования условий сделки и самих торгов, а также моделированию процесса поиска потенциальных партнеров по бизнесу.
Отметим, что большая часть продукции лесного комплекса не может быть чисто биржевым товаром. Поэтому была необходима разработка именно внебиржевой системы электронной торговли со специфическими, стандартизированными правилами согласования основных и дополнительных условий планируемых сделок для пользователей услуг системы, находящихся, потенциально, в любой части страны и точке мира. Роль бирж, в этом случае, сводится к обеспечению места для фиксации реальных сделок и финансовых гарантий их исполнения. Весь мир создает специализированные интернет-биржы (торговля запчастями и электронными компонентами), или интернет-пулы и использует развитые системы типа «business-to-business», «business-to-customer» и электронные аукционы. Этот путь проторен, хотя и требует серьезных затрат.
С математической точки зрения, эти системы, при принятии решения о целесообразности совершения сделки, основываются на однокритериальном правиле: «если цена, стоимость… спроса больше или равна цене, стоимости… предложения – сделка совершена».
При торговле лесом и другими сырьевыми товарами, коммерсант, брокер имеет дело с несколькими существенными условиями оферты, являющимися параметрами торгов, а, следовательно, и при совершении сделки необходимо рассматривать ее в нелинейной многокритериальной постановке, что существенно ограничивает возможность автоматизации процесса принятия решения.
При разработке ГИАТС также учитывался фактор расстояния между участниками этой деловой игры (география производителей, продавцов и покупателей- весь мир), который ограничивает применение чисто биржевых технологий и актуализирует необходимость внебиржевых систем.
Прогнозируя значительные затраты на продвижение системы, мы максимально сохранили основные традиции, обычаи и правила коммерческой деятельности, реализовав в ГИАТС дружественный, моделирующий реальные ситуации интерфейс, не нарушая жестких требованиях к соблюдению отраслевых и международных правил и стандартов при согласовании современных контрактов.
Также, особое внимание было уделено учету регламентов, определяемых из целенаправленных усилий государства по совершенствованию нормативной базы, направленных на создание организованных товарных рынков, обеспечивающих:
- концентрацию спроса и предложения;
- формирования объективных цен;
- разработку отраслевых индексов на основные сырьевые и стратегические товары;
- расширение рыночных и хозяйственных связей, базирующихся на принципах либерализации цен;
- создание необходимой торговой инфраструктуры с применением современных информационных технологий.
Правительство Российской Федерации неоднократно обращалось к этой проблеме. Достаточно вспомнить такие Постановления Правительства РФ как №123 от 8.02.1996 «О Федеральной программе развития экспорта», № 452 от 11.05.1993г., «О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи», активно обсуждаемые в настоящий момент проект Постановления Правительства «О мерах по защите внутреннего товарного рынка и формированию рыночных цен с использованием биржевых механизмов». Во всех этих постановлениях правительства важное место отводится созданию системы торговой информации, формированию сети информационных систем обеспечивающих эффективное и оперативное представление информации в удобном для пользователя виде.
С учетом выше сказанного, в ОАО «Рослеспром» создается информационно – организационная структура, которая позволит решить следующие, и, прежде всего, отраслевые задачи:
- обеспечить мониторинг рынка лесопродукции, включая Российский рынок, рынок СНГ и рынок традиционного экспорта - дальнего зарубежья;
- обеспечить возможность регуляризации торговой деятельности по основным сырьевым и стратегическим товарам;
- получить актуальную и достоверную информацию о спросе и предложении;
- обеспечить концентрацию спроса и предложения в едином информационном поле;
- получить эффективный механизм прогнозирования состояния рынка и отрасли в целом;
- выработать рекомендации для принятия решений, необходимых для поддержки развития национальной экономики на правительственном уровне (ставки налогообложения, квоты, пошлины, тарифы на транспортировку грузов и т.д.).
В настоящее время ОАО «Рослеспром» завершил первый этап создания такой информационно – организационной структуры.
Информационной частью такой структуры является – ГИАТС, организационной частью региональные центры, в том числе и региональные сырьевые биржи, а также сеть зарубежных обществ, специализирующихся на обеспечении инфраструктуры продажи лесопродукции.
Принцип работы системы отражает реальную бизнес логику коммерческого подразделения большинства производственных и торговых и посреднических предприятий. Торги по определенной группе товаров или услуг осуществляются в специализированных модулях. Проводя торги одновременно в нескольких значимых модулях, пользователь системы может осуществить сделки, необходимые для всей производственно торговой цепочки, включая инфраструктуру экспорта, начиная с производства или заготовки и заканчивая продажей своего товара на различные, выгодные для него рынки. Эта система дает возможность заинтересованным хозяйственникам разорвать порочную цепочку неплатежей за счет расширения достоверного информационного кругозора, четких и ответственных правил торгов и собственной инициативы.
В настоящий момент в ГИАТС осуществляются торги по основной группе продукции лесопромышленного комплекса (круглый лес, пиломатериалы, балансы, транспортно-экспедиторские услуги ЕТТ/МТТ и 10.01).
Система нашла союзников в таких российских регионах, как Хабаровский и Красноярский края, Республике Коми, Свердловской и Ростовской областях, в городе Москве, а также за рубежом в Японии, Финляндии, Италии, Англии, Израиле и Германии.
ГИАТС это открытая система внебиржевых электронных ответственных торгов (аукционов), потенциально одновременно в разных специализированных модулях, ориентированных на торговлю определенным товаром со свойственными только ему обычаями, правилами, терминологией и т. д.
Торговля в модулях (как это сейчас модно говорить) асимметрична. Либо вы ставите проект, то есть формулируете свое предложение - трактацию, которую «видят» все участники торгов и обладаете за это правом последней подписи – то есть фиксации сделки, либо вы объявляете встречное предложение, то есть декларируете свою оферту - ответ к выбранному вами проекту на условиях частично отличающихся от проекта. При этом фиксация сделки происходит только собственником проекта и всегда на условиях предложенных в одном из встречных предложений участников данного проекта, которое автор проекта посчитал для себя выгодным по известным, только ему одному, соображениям.
В основу торгов положен традиционный бизнес-диалог, сначала одного со многими начиная от постановки проекта, когда к вам пришли встречные предложения, или вы выставили встречные предложения ко многим проектам.
Далее этот диалог переходит в диалог одного с немногими, когда вы выбрали наиболее интересные предложения и начинаете уточнять параметры торга. И наконец, диалог одного с одним , когда вам остается согласовать последние штрихи к планируемому контакту и поставить свою подпись.
При этом в любой момент времени, если вы полагаете, что детализированная информация о процессе согласования сделки уже представляет коммерческую тайну, вы можете перейти в конфиденциальный режим – то есть сделать ваш проект видимым только тем участникам рынка, с которыми вы желаете продолжать многокритериальный диалог.
Естественно, сначала нужно найти интересующие вас предложения. А любой поиск в море разнообразных проектов нужно начинать с формулирования основных параметров интересующих проектов, предложений. Для этого в модулях ГИАТС существуют развитые фильтры, с помощь которых вы можете искать информацию по любым параметрам, характеристикам, используемым в системе, и даже по интересующим вас позициям в спецификациях. Последнее замечание, весьма существенно, для тех, кто часто искал специфический материал в интернете. Он, естественно, обнаруживал, что поиск в этой сети (по неструктурированным данным) приводит либо к непродуктивно большим выборкам, которые далее надо последовательно просматривать (а это требует хорошего канала связи и длительной работы в интернет), либо к потери многих потенциально интересных предложений.
Правда, за такую возможность пользователи ГИАТС платят тем, что формулируют свои предложения в соответствии со строгими стандартами, указывая все существенные и ряд дополнительных условий. Хотя, скорее, это надо рассматривать как достоинство. Ведь чем точнее вы формулируете свое предложение – тем быстрее вас найдет потенциальный партнер, тем меньше времени вы потратите на согласование условий и, наконец, если какая-то позиция для вас нова или непонятна, есть возможность обратиться к развитому предметному HELPу, или получить необходимую справку с сайта ГИАТС – то есть узнать нужную для вашего бизнеса конкретную информацию не прибегая к помощи учебников, справочников, консультантов и пр.
В дополнение к правильно сформулированной заявке вы можете получить один или несколько вариантов из наиболее распространенных видов договоров, типовых для каждого рынка, контрактов – то есть ГИАТС поработает для вас еще и как юрист-консультант.
Нельзя не отметить, что сегодня есть одна существенная проблема, с которой необходимо считаться пользователю нашей системы – качество линий связи в России. Бизнесменам приходится разъезжать и далеко не всегда возможно подключиться к интернет и отследить изменение условий по своим заявкам на рынке. Мы и об этом подумали. Работающие в ГИАТС сервера приложений и структура хранения информации, а также пакетирование информации позволяют работать на очень плохих каналах связи с характеристиками до 1Кcps.
Если у вас отсутствует связь с интернет, но есть «Notebook» или другой компьютер, удовлетворяющий минимальным требованиям для работы модулей ГИАТС, вы можете (в «off-line» режиме) набрать любую заявку, проанализировать ранее загруженные и хранящиеся в вашем компьютере предложения, и, при возникновении первой же возможности подключения к интернет, отослать отложенные предложения на сервер ГИАТС, одновременно получив актуальную информацию с сервера. В дальнейшем, мы обеспечим пересылку SMS – сообщений на мобильный телефон. Кроме того, в ближайшей перспективе в сотрудничестве с крупнейшей финской телекоммуникационной компанией «SONERA», мы планируем использовать возможности, которые предоставляют WAP-технологии.
Для перспективного развития и распространения идеологии ГИАТС, мы совместно с ведущими высшими учебными заведениями России и некоторыми зарубежными институтами по лесному профилю планируем разработать и запустить обучающую систему для студентов, как будущих пользователей ГИАТС. Эти ресурсы будут доступны студентам ряда вузов в таких городах, как Красноярск, Хабаровск, Братск, Москва, Санкт- Петербург, Ухта, Хельсинки (Институт Александра) и др., а так же и бизнесменам, которые хотят углубить свои знания или научиться применять современные информационные инструменты в своей деятельности.
В ситуации, когда в России пока не работает закон об электронной подписи, мы предложили страховать достоверность предоставляемой участниками информации в ГИАТС. Любая сделка, перед фиксированием в системе, сначала обеспечивается страховым полисом – то есть, достоверность предоставленной информации, и выполнения достигнутых условий гарантируются страховыми депозитами, которые участники торгов размещают на счету страховых компаний, сотрудничавших с ГИАТС. В том случае, если один из участников нарушает условия сделки, зафиксированные в системе, то размещенный им страховой депозит перечисляется на счет пострадавшей стороны – то есть партнера готового на зафиксированных условиях заключить и исполнить полноценный контракт. В том случае, если один из участников регулярно нарушает правила совершения сделок, то для обеспечения своих торговых проектов и оферт ему придется разместить более высокий, по сравнению с дисциплинированным участником, страховой депозит. И, наоборот, для добросовестного партнера стоимость страхового депозита может быть уменьшена.
В процессе развития клиентской базы, ГИАТС превратится в добровольное, объединенное едиными правилами торговли и стандартами, скоординированное общей патриотической стратегией, сообщество субъектов лесного рынка, где будут гармонично развиваться малый и большой бизнес, где государство будет выступать как субъект рынка, обеспечивающий цивилизованное регулирование экономики рыночными механизмами.
В результате широко масштабного применения разработанного информационно – организационного механизма Правительство РФ и Администрации субъектов Федерации смогут:
- получать объективную информацию о состоянии отрасли через коммерческие интересы участников рынка (как через датчики, расположенные в разных географических координатах страны и зарубежья) и использовать полученную информацию для принятия корректных управленческих и регулирующих решений;
- иметь текущие и прогнозируемые цены на продукцию и их интегральные индексы ;
- вести систему учёта и контроля на региональном, федеральном и международном уровне;
- обеспечивать возможность закупок продукции для государственных нужд;
- иметь современный механизм регулирования ценообразования и управления товарными потоками;
- обеспечить своих операторов инструментарием для реструктуризации задолженности предприятий в федеральный бюджет;
- создать перспективные условия для возврата России на традиционные рынки и открытия новых ниш.
В свою очередь пользователи ГИАТС получат эффективный инструмент, позволяющий:
- систематически осуществлять мониторинг лесного рынка с целью получения полной и достоверной информации о спросе, предложении и ценах;
- снизить затраты на поиск потенциальных партнеров по бизнесу и согласование с ними существенных условий сделок;
- упорядочить процесс торгов;
- повысить ответственность контрагентов, участвующих в торгах;
- перевести бизнес на цивилизованную основу.
По нашему мнению, разработанный инструментарий позволяет, после соответствующей адаптации, применить его для внебиржевой и биржевой торговли следующими сырьевыми и стратегическими товарами:
- нефть и нефтепродукты;
- газ и газовый конденсат;
- электроэнергию;
- черные и цветные металлы;
- зерно;
- сахар;
- хлопок;
- шерсть;
- специализированная техника;
- услуги по страхованию и др.
Кроме того, мы видим перспективы развития ГИАТС в направлении гармоничного перехода (врастания) предприятий в торговлю через интернет, сопровождаемой максимально полным ведением всей документации в электронном виде, для чего необходима интегрированная информационная система торгового предприятия.
В данной статье сделана попытка, пригласить к дискуссии специалистов по разработке прикладных систем, реализующих достижения современных информационных технологий, а также всех, кто заинтересован в развитии лесного комплекса нашей страны.
Следует также подчеркнуть, что ГИАТС разрабатывается инициативной группой в ОАО «РОСЛЕСПРОМ», хотя реализация этого проекта заслуживает экономического и политического внимания региональных и федеральных органов управления и регулирования лесной отраслью. Поэтому, мы считаем необходимым, чтобы любое действующее правительство РФ, деловые российские и международные круги способствовали созданию условий для развития этого бизнеса в лесном комплексе и других отраслях.
Пользователи ГИАТС
|