Русский English
  https://giats.ru ГНЦ ЛПК
   

       журнал "Лесная промышленность", №1 2000

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

Абстракт
Новые технологии
Применение информационных технологий на примере ГИАТС
Интервью с В.Г. Сарайкиным
Buy yourself some taiga
Лесоповал по виртуальным каналам
ГИАТС - торговая система
Информационные системы в лесном секторе Рынок леса на экране компьютера
Современные информационные технологии в лесном комплексе

     Интернет - единое информационное общество
     Рыночные отношения, зародившиеся еще в древнейшие времена, стали тем краеугольным камнем, на котором стоит и развивается фундамент любой человеческой формации, вплоть до нашего сегодняшнего общества, пронизанного информационными связями - «кровеносной» системой социума, начинавшейся с системы дорог в давние времена, с великих «торговых рек» - Шелкового пути и ему подобных. С совершенствованием средств коммуникации - радио, телефона и других - появились транснациональная индустриальная экономика и индустриальное общество в целом. В настоящее время с развитием сети Интернет стали говорить о формировании очередного нового вида социально-экономического порядка - глобальном информационном обществе.
     Капитал стал ориентироваться на качественный скачок в развитии систем автоматизации закупок. Финансовые потоки, пока сравнительно небольшие в масштабе мирового хозяйства, потекли в сторону, связанную с появлением возможностей, предоставляемых развитием Интернет - технологий. Возможно, не все из этих особенностей на самом деле окажутся адекватными будущему состоянию экономики. Однако можно утверждать, что в этом направлении нас ждут действительно радикальные изменения.
     Сетевая экономика - новая реальность. Как было отмечено, Интернет является наиболее эффективной средой для электронного бизнеса. Сегодня публичная глобальная сеть объединяет миллионы потенциальных покупателей и продавцов по всему миру, географических и временных ограничений для нее не существует - потребитель из Аргентины может купить товар у продавца из Австрии, хотя их разделяют 12 тыс. км и 13 временных поясов.
     Сеть Интернет покрыла весь мир, внесла в привычные взаимоотношения бизнесменов и коммерсантов новую динамику и информационную насыщенность. В электронном бизнесе все стороны деловых отношений, включая продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет.
     По мнению западного экономиста К. Келли, сетевая экономика является реальностью, которую уже нужно учитывать в практической деятельности: «те, кто играют по новым правилам, будут процветать, те, кто их игнорирует - нет». Некоторые из его принципов хотелось бы пересказать:

  1. Сетевая экономика вовлекает все новых участников: программные агенты, роботы, приборы и машины, а также несколько миллиардов людей. Все будут связаны со всеми.
  2. Ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально от роста числа участников. Этот рост привлекает в сетевую экономику все новых и новых участников.
  3. Любой экспоненциальный рост имеет «точку перелома», после которой рост бизнеса, производства или самой сети превращается в лавинообразное событие. Присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты, несущественные предельные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал, который обычно требуется пройти до начала быстрого роста в индустриальной экономике.
  4. Основной закон работы сетей известен как закон возрастающей отдачи. Сетевое увеличение отдачи создается всей сетью и распределяется в ней между всеми. Агенты, пользователи, конкуренты вместе создают ценность сети, хотя результаты увеличения отдачи могут быть распределены и неравномерно между ними.

     Какие из этого следуют выводы?
     Сетевая экономика становится все более заметой, поскольку получают широкое применение Интернет - технологии, Люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет - технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.
     Есть оценки, что в результате наблюдаемой и настоящее время высокой интенсивности четырех основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие 10 лет почти 90% бизнес - организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет - технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

     Информатизация бизнеса в лесном комплексе. Лесные биржи. Идеология ГИАТС

     Как и в любой отрасли экономики, основным результатом внедрения решений по автоматизации процесса продаж в лесопромышленном комплексе является снижение затрат на собственно продажи товара. Автоматизация бизнес - процессов и интеграция взаимодействия с клиентами позволяет руководству компании сфокусировать свои усилия в большей степени на снижении себестоимости производства и в меньшей на анализе рынков сбыта.
     Какие «подводные камни» могут встретиться и встречаются на пути совершенствования торговли лесом и лесоматериалами?
     Если сгруппировать их, то получиться следующая картина из нескольких основных параметров.
     Во-первых, это риски времени и расстояния . Причем время - это не только бизнес-фактор (т.е. продолжительность переговоров, оформление сделки, перевод средств платежа, дополнительные согласования и т.д.), но и фактор, снижающий потребительские свойства лесоматериалов - жесткая конкуренция на лесных секторах международного рынка определяет такие приоритеты, как качество лесопродукции.
     Расстояние увеличивает степень разобщенности предприятий. Обширная география продавцов и покупателей лесопродукции затрудняет общение их между собой, поиск более выгодных партнеров по бизнесу и возможность проведения интенсивного процесса переговоров.
     Во-вторых, валютные риски . Часто не вовремя полученная или некачественная информация о колебаниях национальных валют может привести к большим убыткам при подписании контрактов.
     В-третьих, это отсутствие единых стандартов в процессе торговли продукцией лесопромышленного комплекса и скоординированной, отвечающей современным требованиям рыночной политики.
     В-четвертых, это национальные особенности и нормативные базы стран - импортеров российской лесопродукции, а также условности российских рыночных отношений. После перехода на новую систему хозяйствования в значительной степени были утрачены коммерческие связи, взаимодействие с центром и большое количество рынков сбыта в ближнем и дальнем зарубежье.
     Могли ли многочисленные лесные биржи с их тогдашней идеологией и информационными возможностями, существовавшие несколько лет назад, решить хотя бы часть этих проблем? Конечно нет. Был затруднен поиск необходимого количества потенциальных партнеров, из которого можно было делать выборки для оценки прибыльности бизнес - процесса. Биржи давали лишь частичное улучшение ситуации в регионах. Росту и перспективному развитию мешало также противоречие между рыночной природой биржи и жестким администрированием региональных властей, стремящихся контролировать процесс. Кроме того, лес продавался только по одному критерию - цене, что тормозило процесс согласования существенных условий контракта. Не было четко разработанной и утвержденной системы стандартов, что позволяло выстраивать систему расчетно-математических инструментов для реализации модели бизнеса.
     Идеология такого инструмента - Глобальной Информацинно - Аналитической Торговой Системы (ГИАТС), который бы позволил смоделировать процесс взаимоотношений в торговле (согласование существенных условий) лесом, лесоматериалами и сопутствующими товарами и его практическое воплощение - была осуществлена в ОАО «Рослеспром».
     Остановимся коротко на бизнес - модели, реализованной в ГИАТС применительно к лесному бизнесу. Участники системы ГИАТС - это юридические или физические лица, имеющие необходимое аппаратное и программное обеспечение для доступа в Интернет и подключения к ГИАТС.
     Целью ГИАТС является повышение эффективности бизнеса участников системы за счет сокращения времени на поиск потенциальных партнеров, сроков согласования с ними существенных условии сделок и заключения контрактов, а также за счет снижения затрат на получение достоверной и актуальной информации по товарным, фондовым рынкам и рынкам услуг.
     Система адресована не только предприятиям лесопромышленного комплекса, но и компаниям, формирующим его инфраструктуру, - энергетическим, транспортным, машиностроительным, банковским и инвестиционным институтам, страховым и перестраховочным обществам, крупным торговым организациям и другим заинтересованным сторонам.

     ГИАТС - это информационно - программный комплекс, использующий ресурсы Интернет и достижения современных информационных технологий, базирующийся на международных стандартах электронной торговли.
Участник ГИАТС в процессе электронных торгов находит выгодные условия проектов и предложений, пользуясь механизмом комплексного финансового анализа, может оценить их эффективность и совершать с другим участником системы сделку, получает подтверждение, вызывает на терминал необходимые формы документов для оформления.
     Система предоставляет возможность пользования самым широким спектром информации - данными по фондовому рынку, новостной лентой и экспресс - анализами, обзорами по различным отраслям и темам, дает доступ к справочникам, необходимым в Вашей деятельности. В будущем появится возможность осуществлять эффективный мониторинг лесопромышленной отрасли, стандартизировать доступ к множеству инвестиционных проектов, подобрать персонал необходимой квалификации и предложения по новым рабочим мостам.
     Развитие информационно насыщенного бизнеса в лесопромышленном комплексе позволит сделать более эффективным диалог с отечественными и зарубежными партнерами, переведет его на современные стандарты мирового уровня. Для лесопромышленных компаний, транспортных объединений, посреднических структур самым актуальным образом настает время:
     использовать новейшие Интернет - технологии, которые помогут эффективнее вести бизнес;
     используя современные информационные технологии, обобщать и обрабатывать данные о клиентах и их потребностях с целью получения ключевой информации, непосредственно влияющей на прибыльность бизнеса; 
     повышать эффективность анализа данных о клиентах, для того чтобы наиболее точно определять тенденции современного рынка;
     увеличивать эффективность обработки и выполнения заказов и уменьшать длительность этого цикла.
     Организация услуг по модели «бизнес - бизнес» связана с естественным развитием в Интернет модели доверенной торговли «многие - один - многие» для координации и упрощения сделок между различными торговыми партнерами.

     Перспективы и возможные направления развития современных информационных технологий в лесопромышленном комплексе

     От темпов роста новой бизнес - модели во многом будет зависеть ускорение развития торговли в лесопромышленном комплексе. Прямые выгоды для бизнеса состоят в опережении потенциальных конкурентов; сокращении времени выхода на рынок с новыми услугами; сокращении расходов на проведение операций; доступе к перспективным каналам распространения и получения информации.
     На данном этапе в ГИАТС запущены торги с использованием пяти модулей торговли: круглым лесом, пиломатериалами, ж.-д. тарифами 10.01, ж.-д. тарифами ЕТТ/МТТ, балансами.
     Модульное строение бизнес - модели позволяет независимо разрабатывать и вводить в информационную систему новые модули без перерыва в работе системы. В ближайшее время (I квартал 2000 г.) планируется запуск модулей, обеспечивающих торговлю услугами фрахта, страхования, купли/продажи необходимой в отрасли техники, мелкооптовых партий товаров.
     Генеральным направлением развития ГИАТС является создание полностью замкнутой торгово-информационной системы для осуществления всех необходимых операций - согласования и подписания реальных контрактов, их оплаты, страхования, проведения on-line бизнес - анализа этих операций. Участник сможет стать обладателем мощного инструментария по реальной оценке эффективности своего бизнеса по всей цепи взаимодействий с контрагентами от получения лесопродукции, ее перевозки, перевалки и фрахта, страхования на каждой стадий до реализации импортеру или конечному потребителю.
     Недалеко то время, когда владелец бизнеса в своем активном деловом диалоге с партнерами будет использовать в системе технологии передачи зрительного образа товара - крупным планом по желанию заказчика будут видны срезы бревен, особенности упаковки пиломатериалов, маркировка или фотографии различных видов технологических помещений, складов, их разрезов и планов для различных инвестпроектов.
     В заключение хочется пригласить всех желающих принять участие в торгах в ГИАТС, посетить сервер в Интернет и ознакомиться с материалами по системе по адресу: giats.ru .
     По Вашей заявке Вам будут высланы все необходимые материалы.

В.Г. САРАЙКИН, Т.Ф. МИНЕЕВ

Контактная информация Новости Ответы на вопросы
Тел.: (095) 148-2667, Факс: (095)148-0487,
E-mail:  
Copyright © 2000 Леспром-маркет