Русский English
  https://giats.ru ГНЦ ЛПК
   

       журнал "Business Online" (№8' 2000)

ЛЕСОСПЛАВ ПО ВИРТУАЛЬНЫМ КАНАЛАМ

Абстракт
Новые технологии
Применение информационных технологий на примере ГИАТС
Интервью с В.Г. Сарайкиным
Buy yourself some taiga
Лесосплав по виртуальным каналам
ГИАТС - торговая система
Информационные системы в лесном секторе Рынок леса на экране компьютера
Современные информационные технологии в лесном комплексе
     Еще совсем недавно нам казалось, что лесной комплекс и информационные технологии существуют параллельно, не влияя друг на друга. Однако сегодня на помощь бензопиле пришли мощные компьютеры, транкинговые системы дополнили постоянно рвущуюся полевую телефонную связь, в аккуратные столбики виртуальных денег превратились штабеля бревен и лоты древесины. Изменения проникали в эту закрытую для непосвященных среду вслед за первым телефонным аппаратом на столе управляющего леспромхозом, за первой локальной вычислительной сетью, за всеми новинками науки и техники.
     Сегодня для организаций и предприятий лесной промышленности создана и уже апробирована на деле отраслевая Интернет-площадка - глобальная информационно-аналитическая торговая система (ГИАТС).
     Рассказать историю проекта, поделиться мнением о влиянии торговых Интернет-систем на успех предприятий отрасли мы попросили Валерия Георгиевича Сарайкина, генерального директора ОАО "Рослеспром", автора ГИАТС.
 
ВРЕЗКА:
Лесопромышленный комплекс России
     23% всех мировых лесных ресурсов сосредоточено в России. Леса в РФ занимают 7,06 млн. кв. км, на которых сосредоточено 83 млрд. куб. метров древесины. При этом на долю ценных хвойных пород приходится более 70%, что составляет  42% их мировых запасов.
     В последние годы рыночного хозяйствования наблюдается некоторый подъем лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности. Так, только в  1999 году производство лесобумажной продукции составило 117,2 % к уровню предыдущего года.
     По результатам 1999 года определено, что более 60% продукции лесопромышленного комплекса экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.
     В данный период  лесной комплекс России состоит из более чем  20 тыс. крупных, средних и мелких предприятий. Более 95% государственных предприятий отрасли прошли свой путь приватизации, получив в основном приватный статус, так что в этих структурах реализуются новые для России методы рыночного управления.
 
Необходимость формирования организованного рынка
 
      В настоящее время в лесопромышленном комплексе России существует ряд проблем, от решения которых существенно зависит  как его развитие, так и  развитие экономики страны.
     До 1991 года функции управления и  информационного обеспечения отрасли выполнял центральный орган - министерство, которое от лица государства владело и, следовательно, управляло лесным комплексом России, обеспечивая оперативной и интегральной информацией о его состоянии правительство и свои  структурные подчиненные подразделения в регионах и за рубежом.  При этом министерство получало дифференциальную, регулярную (отчетную) и нерегулярную (по запросу) информацию о состоянии лесной промышленности от своих низовых подчиненных структур. Это позволяло корректно оценивать технико-экономическое состояние лесного комплекса, проводить по полученным данным анализ и синтезировать рациональные решения по управлению лесной отраслью в целом, представлять предложения правительству СССР, а затем и России для планирования и оптимизации технико-экономической политики  всей промышленности страны, включая  внешнеэкономическую и политическую стратегию и т.д.
     Сегодня как акционерные предприятия и частные предприниматели, так и государственные органы управления и регулирования испытывают трудности в получении актуальной и достоверной информации о рынках сбыта и  состоянии лесного комплекса в целом. Недостаток объективной информации по рынку сбыта лесопродукции (спрос, предложение, запасы, цены и т.д.) ограничивает возможности предприятия по эффективному выбору стратегии и тактики продаж своего товара. Отсутствие единого  информационного поля для продавцов и покупателей  по актуальным товарным и фьючерсным рынкам, а также рынкам услуг приводит к  несбалансированности спроса и предложения,  избытку недостоверной или неточной информации и – как результат– не выгодному ни продавцу, ни  покупателю  хаосу на рынках. Достаточным подтверждением этого является потеря валютной выручки от экспорта лесопродукции в 1999 году около 800 млн. долларов по сравнению с 1998 годом, несмотря на увеличение объемов поставки леса почти на 20%.
     Сегодня проведение глубоких маркетинговых исследований рынков сбыта продукции по силам только наиболее крупным предприятиям. Множество мелких и средних лесопромышленных предприятий России  не могут реализовать свой потенциал, оставаясь один на один с рынком, так что эти структуры обречены  на зависимость от посредников, часто искусственно ими созданную.
     Для разрешения названных противоречий специализированные фирмы и лесопромышленные предприятия пытаются внедрить некоторые достижения  информационных технологий – от web-сайта и электронного магазина до портала. Однако развитие электронной коммерции в классическом виде имеет существенные законодательные ограничения в России, и тем более эти инструменты не могут быть напрямую применены в торговле продукцией лесопромышленного комплекса.  Наше решение  проблем – формирование организованного рынка на базе отраслевой торговой Интернет-системы.
 
Философия вертикальных отраслевых порталов
 
     Как уже отмечалось, структура лесного комплекса такова: около 20 тысяч предприятий зарегистрировано, из них примерно 3 тысячи – крупные и средние. Крупные предприятия создают инфраструктурные подразделения, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, поиском новых рынков, налаживанием межотраслевых связей. Оставшиеся либо идут к посредникам, где находят эту информацию, либо используют традиционные, на сегодняшний день примитивные средства поиска новых партнеров– это телефон, факс, почта.
     В то же время сейчас во всем цивилизованном мире информация превращается из абстрактной категории в ресурс, который используют бизнесмены, для того чтобы зарабатывать деньги. Лесной комплекс России не стоит в стороне от зарубежного бума информационных технологий и российского Интернет-фона, центр тяжести которого расположен в Москве и Санкт-Петербурге. Весомым доказательством этого являются «Рослеспром» и та систему, которую мы создали и развиваем. ГИАТС – это глобальная информационная аналитическая торговая система. Глобальная – значит  она не ограничивается конкретным  местом, практически уже сегодня можно в любой географической точке иметь доступ к ресурсам системы, лишь бы  участник торгов мог подключиться к Интернету как к средству транспорта информации.
 
Основные подходы, обоснование решений
 
     При обосновании основных принципов построения нашей отраслевой системы мы исходили из того, что не  надо создавать «всеядного монстра», нужно сделать реальную живую систему, необходимую, с одной стороны, пользователям в регионах, включая и заграничных клиентов, а с другой стороны, позволяющую интегрировать информационные потоки, необходимые для принятия корректных решений. Сегодня известны различные биржевые и внебиржевые системы. В нашу систему заложены принципы, позволяющие использовать ее как в биржевой, так и  во внебиржевой деятельности. ГИАТС представляет собой систему электронных внебиржевых торгов и электронных аукционов. Процесс торгов на этой отраслевой площадке автоматизируется в ряде специализированных модулей, учитывающих нормативы, традиции и особенности торговли отдельными группами товаров или услуг. Модульность необходима для моделирования специфических в каждой группе лесоматериалов и услуг, традиций, правил и обычаев, которые сложились среди коммерсантов при согласовании сделок по круглым лесоматериалам, пиломатериалам и т.д. Поэтому для каждого модуля в ГИАТС разработан свой язык, содержащий свойственные только ему термины, определения, правила и стандарты.
     Важно также отметить, что методология совершения сделок в системе существенно отличается от действующих процедур в биржевых и внебиржевых системах. На бирже основным критерием, по которому принимается решение о целесообразности сделки или о ее завершении, является либо цена, либо стоимость единицы товара, а также всего лота. Остальные параметры этого товара имеют фиксированные описания, изложенные в стандартном контракте. При этом, если цена покупки больше или равна цене продажи, то сделка совершена, потому что для одного критерия этого определения достаточно. В случае торговли лесным товаром трудно сделать один стандартный контракт и торговаться всего лишь по одному условию. Параметрами лота, а, следовательно, и критериями торга между участниками в потенциальной сделке могут быть: процентное распределение спецификаций в лоте, цены по каждой из позиций спецификации, схема платежа, сроки поставки. Указанную специфику и многое другое мы учли в процессе синтеза ГИАТС. Конечно, мы также постарались обеспечить надежность системы и защиту ее от несанкционированного доступа в соответствии с последними достижениями криптографии и действующими стандартами. В том числе это и защита информации пользователя, включая защиту его интересов как коммерческого участника рынка, то есть система обеспечивает недоступность информации о том, кто участвует в торгах (все знают, что это работает участник, который выполнил определенные правила и требования, но никто не знает, кто это). Эксклюзивное право участника – сообщить всем, что он, например, Сыктывкарский ЛПК, или Усть-Илимский ЛДЗ.
 
Что почем?
 
     Сегодня все стараются собрать на своих информационных ресурсах максимальное число участников. Такое активное давление на предприятия вызывает обратную реакцию, сопротивление. Необходимо на простых примерах показать, что торговать на Интернет-площадке выгодно. Предприятия ежедневно что-то продают, что-то покупают. Рассмотрим пример: менеджер придумал один проект на продажу и транспортировку леса. Ему нужно обзвонить партнеров, узнать, насколько проект актуален. Он делает примерно 50 звонков. Потом факс отправить нужно, электронную почту. Повторно уточнить данные: «Ты где готовил лес, а сколько он у тебя лежал? и т.п.». Как минимум 10 минут нужно потратить на каждый контакт. Всего получаем 500 минут на международные и междугородные телефонные переговоры. Сегодня международные и междугородные переговоры стоят в среднем 0,5 долл. в мин. Получается, что 250 долл. вы  потратили на изучение рынка, еще ничего не продав. Используя нашу торговую площадку, предприятие в перспективе затратит в тысячу раз меньшие суммы на эту операцию. И информация о его предложении станет достоянием не 50, а нескольких тысяч партнеров во всем мире.
     При этом одноразовые затраты на установку полнофункциональной клиентской части системы для участника торгов составят около тысячи долларов плюс абонентская плата 40 долл. в месяц. Скажу сразу, что на создание своей системы мы уже инвестировали более 300 тыс. долл. и надеемся, что они окупятся в течение 1-2 лет. Главным сдерживающим фактором широкомасштабной реализации проекта ГИАТС является неоправданно малый охват населения России ресурсами  Интернета (около 1,5 %).
 
Пути развития и перспективы
 
     Сегодня на нашей Интернет-площадке встречаются 37 ведущих торгово-промышленных предприятий отрасли. Система имеет региональные центры более чем в 20 российских областях. ГИАТС используется для поддержки биржевых торгов ряда специализированных товарных бирж в Москве и регионах. Разработанная система одобрена Министерством экономики России, Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, крупнейшими производителями лесопродукции, транспортными компаниями России, а также широким кругом предприятий, занятых в лесоперерабатывающей индустрии и смежных отраслях производства. Участниками торгов являются профильные компании в Японии, Италии, Англии, Израиле, Германии, США, Турции, Китае, Южной Корее и других странах,  заинтересованные в развитии бизнес-кооперации с Россией. Для расширения списка зарубежных партнеров планируется выпуск локализованной версии системы на английском языке.
     В разработке находятся модули торговли: целлюлоза, бумага и картон– аукционы лесного фонда, лесозаготовительная техника и запасные части, топливно-смазочные материалы, электроэнергетика, газ, страхование, услуги по экспедированию в портах и др.
     Кроме того,  развитие ГИАТС идет в ногу с новыми перспективными технологиями. В Финляндии получила широкое распространение wap-технология, скоро она найдет применение и в России. А ГИАТС уже готова к работе в мобильной wap-среде для бизнеса. Для автоматизации процесса управления торгами в ГИАТС предусмотрен электронный помощник, специальный настраиваемый робот, который и ведет торги по выбранной вами оптимальной стратегии. Когда наступает момент принятия решения о целесообразности сделки, робот посылает на wap-терминал клиента сообщение с ключевыми данными о целесообразности принятия решения по проекту, оценив которые, продавец или покупатель нажимает кнопку подтверждения, и сделка совершается.
     ГИАТС выходит за рамки только торговой системы. Ведутся работы по интеграции в портал подсистем логистики, бизнес-консалтинга, бизнес-планирования и инвестиций. Создается аналитический блок с возможностью применения информационных моделей в различных областях деятельности, с развитыми средствами поддержки принятия решений, включая механизм описания, разработки и анализа рыночных стратегий путем подключения внешних модулей и  адаптации под обработку, анализ и мониторинг определенных информационных потоков.
        В перспективе ГИАТС объединит интеллект своих участников в рамках принятых в системе норм и предметной области.
 
Записал Александр Александров e-mail: alexandr@bizon.ru
Контактная информация Новости Ответы на вопросы
Тел.: (095) 148-2667, Факс: (095)148-0487,
E-mail:  
Copyright © 2000 Леспром-маркет