Уважаемый Валерий Георгиевич, расскажите о состоянии отрасли через призму информатизации ее составляющих.
В 1999 г. продолжились позитивные изменения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий лесопромышленного комплекса, наметившиеся в конце 1998г. Производство лесобумажной продукции составило в 1999 г. 117,2% к уровню предыдущего года. Основными факторами роста объемов производства явились:
- благоприятные условия поставки продукции на экспорт;
- повышение спроса внутреннего рынка на некоторые отечественные товары.
Увеличились экспортные поставки: по круглым лесоматериалам - на 38,2%, по пиломатериалам - на 33,7%, по фанере клееной - на 24,0%, по товарной целлюлозе - на 30,7%. Однако, несмотря на рост объемов экспорта, валютная выручка увеличилась только на 8,1%, что говорит о резком снижении контрактных цен. Хотя по результатам 1999 г. определено, что больше 60 % продукции лесопромышленного комплекса экспортируется, экспортные рынки при этом постоянно сужаются. На сегодняшний день торговля лесопродукцией носит для большинства участников спотовый характер.
Вторая проблема, с которой сталкиваются и экспортеры, и производители - это отсутствие объективных, самое главное, своевременных данных о состоянии и ценах рынка. Было министерство, была централизованная система обеспечения информацией, которая была необходима для отрасли в целом и страны вообще, она поступала от производителей и переработчиков, интегрировалась в министерстве и использовалась для принятия корректных управляющих решений. Перейдя к рыночным условиям хозяйствования, основной костяк лесозаготовительных предприятий был приватизирован. Мы получили иные информационные и технологические связи, традиционная схема управления отраслью была утрачена. Но в некоторых регионах до сих пор недоуменно спрашивают: «Почему вы нами не управляете?». Но можно ли управлять владельцем предприятия, где есть механизм управления через акционерное собрание, через совет директоров?
Однако есть механизмы рыночные, и мы можем регулировать деятельность предприятий, т.е. представлять интересы сообщества лесозаготовителей, лесопереработчиков в центральных органах, в том числе с целью принятия корректных решений во благо общества.
В нашем комплексе зарегистрировано около 6 тыс. предприятий, крупных и средних из них - примерно 3 тыс. Крупные предприятия создают инфраструктурные подразделения, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, поиском новых рынков, налаживанием межотраслевых связей. Другие либо идут к посредникам, либо используют традиционные, на сегодняшний день примитивные средства поиска новых партнеров (телефон, факс, почту). В конце 1998 - 1999 г. в лесном экспорте наметились позитивные тенденции: повышение объемов выручки, повышение прибыли, тем не менее, осталась проблема поиска потенциальных партнеров, существует жесткая конкуренция на рынках дальнего зарубежья. Если же говорить о странах СНГ, то этот рынок мы полностью потеряли. Например, в 1990 г., объем поставок круглых лесоматериалов в страны СНГ составлял около 15 млн. куб. м,, теперь он не превышает 300 тыс. куб. м. Пиломатериалов поставлялось 8,6 млн. куб. м, в 1999 г. поставлено только 0,5 млн. куб. м. Это означает, что проблема поиска информации о перспективных рынках сбыта продукции весьма актуальна.
Кроме того нужны сведения о смежных (формирующих инфраструктуру лесопромышленников) отраслях - о поставщиках техники и запасных частей. товливно-смазочных материалов, энергетике, кадрах и т.п. С этой проблемой, от которой в значительной мере зависит эффективность и развитие предприятия, руководитель остается один на один. Можно посмотреть на эти проблемы и со стороны правительства. Для принятия решений о том или ином регулирующем воздействии, будь то экспортные пошлины, изменение тарифных ставок или других показателей, введение налогов и т.д., - все эти параметры должны иметь корректную информационную базу. Ее-то мы сегодня и строим на основе данных, получаемых традиционным путем: либо через статистические органы, либо от таможенного комитета, либо от предприятий по стандартным средствам телекоммуникаций. Получение актуальной информации на каждый промежуток времени, а не с опозданием - это одна из целей, которая должна быть осуществлена системой ГИАТС (ГИАТС - глобальная информационная аналитическая торговая система, к которой можно получить доступ в любой географической точке, была бы только возможность подключения к Интернету как к средству транспорта).
Как создавалась информационная система для ОАО «Рослеспром»? Каковы принципы построения ГИАТС?
Лесной комплекс не стоит в стороне от процесса внедрения информационных технологий, российскими центрами которого являются Москва и Санкт-Петербург. Ярким примером тому является «Рослеспром» и та система, которую мы создали и развиваем.
Безусловно, 10 лет назад использование традиционных средств, таких как телефон, факс, почта, было вполне оправдано, но сегодня современные средства телекоммуникации, компьютеры повышают производительность труда. В конечном итоге информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, позволяют отказаться от традиционного пути. Именно на такой возможности основана концепция, заложенная в систему ГИАТС.
При обосновании основных принципов построения системы мы исходили из того, что нет необходимости создавать «всеядную» систему. Требуется реальная живая система, необходимая как пользователям в регионах (включая и заграничных клиентов), так и для интеграции информационных потоков с целью принятия корректных решений. Сегодня известны различные биржевые и внебиржевые системы. В систему ГИАТС заложен принцип возможности использования ее как для той, так и для другой деятельности.
Покупка, продажа техники, согласование сделок по круглым лесоматериалам или по пиломатериалам имеют свои традиции и обычаи, свои специальные термины и стандарты.
Несколько слов о биржевых и внебиржевых системах. Если провести аналогию с принципами, па которых основаны торговые системы в электронных фондовых биржах, то основными критериями, по которым принимается решение о целесообразности сделки или ее завершении, являются либо цена, либо стоимость какого-либо товара. Все остальные параметры имеют стандартные описания, стандартный контракт. Если цена покупки больше или равна цене продажи, то сделка будет проведена автоматически, потому что здесь всего один критерий, и правила понятны.
В нашем случае при продаже лесного товара трудно сделать один стандартный контракт и использовать один критерий для торга. Можно ли, к примеру, пиломатериалы продать по одной цене? Думаю, что параметрами, а следовательно, и критериями торга между участниками в потенциальной сделке могут быть процентное распределение товара в лоте, пропет длинных или коротких лесоматериалов, сортовая структура цены по каждой из позиций спецификации, гарантии платежей, временная динамика поставок и платежей и т.д.
Все эти коммерческие ситуации мы попытались смоделировать в нашей системе, обеспечив сохранение традиционных обычаев при декларировании предложений и применив элементы деловой игры при согласовании существенных условий будущих контрактов. К их числу относится, например, защита информации пользователя, включая защиту его как коммерческого участника рынка. Это означает, что система не открывает имена тех, кто работает в ней, и всем известно только то, что участниками сделки выполнен ряд определенных правил и требований. Право участника - сообщать, кем он является, например Сыктывкарским ЛДК или Усть-Илимским лесозаводом.
Важный принцип, заложенный в систему, - независимость от аппаратного обеспечения позволяет расширять, масштабировать систему, адаптировать ее к новой аппаратной программной базе.
Ни каких каналах связи может работать ваша система?
Что касается требований к телекоммуникациям и связи, то для работы с системой достаточно пропускной способности линии от 1 Кб/с. Удаленный пользователь может иметь очень плохой канал связи, более того, периодически заливаемый водой, но у него есть потребность решать свои проблемы, и он хочет их решать. Мы предлагаем ему простое решение: клиент покупает рабочие места и на них формирует свои заявки. Когда у него появляется связь, то, используя наши сервера приложения, он получает не всю информацию, поскольку большой объем справочной информации хранится локально, чтобы не гонять ее посети. Клиент формирует и присылает - небольшой сжатый информационный пакет, который попадает к нам, декомпенсируется, восстанавливая первичную форму, и на сервер идет уже полная заявка. Более того, если клиент уже оставил какую-то заявку, то он получает только данные об изменениях. При пропускной способности канала 4 Кб/с система медленно, но работает. Когда связи нет, применяется отложенный режим, в котором можно сформировать хоть 100, хоть 200 заявок и хранить их. Можно поместить этот пакет на дискету и с курьером отправить туда, где есть такая система и выход в Интернет.
Есть ли у вас средства поддержки принятия решений, аналитические модули ?
Потенциальные клиенты являются для системы одновременно и источниками информации, которая поступает еще на стадии проекта, когда клиент сообщает о своих намерениях. Второй путь - получение информации через агентов. Определенный аналитический блок аккумулирует централизованную информацию, поступающую из министерства, ведомства и администраций субъектов Федерации и регионов. Но глобальная аналитика пока не реализована, потому что нет массива информации, хотя сама концепция аналитики отработана. Сейчас идет работа над формированием индексных показателей состояния определенного сегмента рынка.
Во сколько обошлось вам создание ГИАТС?
По смете на ее создание затрачено немного больше 200 тыс. долл.
Каким образом организованы информационные потоки в ГИАТС?
Предприятия и даже низовые звенья могут с ее помощью узнать, что творится в Москве, наладить межотраслевые связи. Оставляя заявку, клиент рассказывает о себе очень много: сообщает, какой товар он хочет продать, что им заготовлено 3 тыс. куб. м леса, себестоимость которого ниже, чем та цена, которую он выставляет. Он планирует прибыль, рассчитывает примерное количество вагонов, которые ему будут нужны в следующем месяце. Собрав эти данные вместе, мы можем «мерить температуру» комплекса во многих точках, действительно станем организацией, которая сможет давать корректные рекомендации правительству.
Такой механизм обмена информацией стал возможен лишь благодаря Интернет?
Интернет - только средство соединения и связи. Он позволяет описать проблему, не ограничиваясь в способах передачи информации. Мы понимаем, что этот вариант не приемлем для торговли, которую мы реализуем, поскольку здесь обязательны определенные стандарты, единый язык, понятный для всех участников рынка. У нас самая лучшая поисковая машина и самая лучшая система принятия решения - человек, именно ему мы отдали эти функции. Его не подменишь компьютером. Человек принимает решения за долю секунды, а машину этому никогда не научишь.
Как реагируют на вашу систему заинтересованные компании за пределами России?
Прямой интерес проявила финская компания «Финтелеком», которая продает информационные услуги. Оказалось, что они согласились идти по пути, в прямом смысле, нашего поглощения, но с учетом неких стандартов, дополнительных требований к адаптации под финский рынок. У «Финтелекома» глобальные планы в России, сейчас они проводят волоконно-оптический канал из Финляндии до Москвы, который может обеспечить Интернетом всю страну.
Не могли бы вы рассказать о других направлениях использования ГИАТС ?
Сейчас мы изучаем возможность реализации ГИАТС в Москве и на прилегающих территориях - источниках лесоматериалов, при этом потенциальным партнером этого проекта может стать Сбербанк РФ. Как известно, Москва ежегодно поглощает почти 4 млн. куб. м пиломатериалов, ею приобретают как на цивилизованных, гак и на нецивилизованных рынках, но при этом всегда дороже, чем можно было бы купить. Конечно, ехать в Ярославскую область, чтобы там выбрать лес, накладно, но если есть деньги, можно прийти на рынок и заплатить за лесоматериалы на 30 % больше.
Мы предлагаем в Москве вместе со Сбербанком сделать на основе ГИАТС такую систему, чтобы желающий смог через нее сделать свой заказ и приобрести лесоматериалы для строительства, например, дачи. В Сбербанк на депозит требуется внести ту сумму, на какую предполагается купить товар. Это будет гарантией того, что товар будет оплачен и поставлен по заявке. Деньги работают, идут проценты, и Сбербанк в этом очень заинтересован. Покупатель знает, что банк надежен, а мы знаем, что в нашей системе есть ликвидные заявки. А производитель в Ярославле знает, что ею 15 куб. м пиломатериалов никуда не надо возить, искать покупателя: он отдал 100 руб., и ею заявка стала доступной всем. Он может поручить дело брокеру. Брокеры по ограниченным правилам сторговываются между собой, и машина из Ярославля пошла прямо к покупателю, а после подписания документа, удостоверяющею факт получения леса, продавец может получить деньги в любом отделении Сбербанка.
Кстати, расскажите о развитии ГИАТС. Кто будет ее продвигать? Как вы готовите специалистов для работы в системе?
У нас есть два пути. Прежде всего, это динамичное, оперативное обучение, направленное на то, чтобы пользователь стал участником системы. Мы в этом заинтересованы и принимаем все меры для того, чтобы обучить пользователя и сделать систему понятной и прозрачной и с точки зрения доступности обучения.
Своим вопросом вы затронули очень серьезную проблему, которую нам предстоит решать. Мы хотели бы получить в будущем потенциальных участников наших проектов, которые «заболели» бы ГИАТС. Уже сегодня студенты Лесной Академии, Московского университета леса, Красноярского и Хабаровского университетов имеют доступ в нашу систему.
То есть ваша система является еще и средством дистанционного обучения ?
Конечно. Существует такой нюанс, который многим может понравиться: не видя партнера по игре, предугадать, какой ход он сейчас совершит. Здесь вы можете делать свою игру сколь угодно долго, но при этом тоже помнить, что она может закончиться, хотя своими действиями, меняя параметры сделки, можно заставить «двигаться» вашею партнера и тем самым его тестировать. Предположим, я увеличиваю время возврата денег - партнер не обращает на это внимания, я увеличиваю стоимость - он резко возмущается. Это значит, что для него важна сто им ость. Я увеличиваю процент в лоте крупного леса - он не реагирует, но как только я тронул средний - возмущается. Анализируя реакцию партнера, я делаю вывод, что он будущий лесопильщик. Я точно знаю, куда мне его вести, и могу его вести, могу даже мысленно с вами договориться и, например, вместе держать цену в регионе. Часть троков создает игровой фонд торговли, и вы начинаете двигать цену. Все обращаются в куст, где цена 40 долл., и они будут поднимать цену, и если я поставлю 30, то проиграю в цене.
В системе мы, естественно, предусмотрим в будущем такие программные средства, которые позволяют человеку принять быстрое решение: оценить заявки по многим параметрам и критериям, разработать динамическую стратегию, изменения этих параметров, чтобы сделка быстрее сошлась, или поставить критерий, обеспечивающий максимальный выигрыш сделки в короткое время. Это означает оптимальное управление. Это - инструментарий для принятия решений. Думаю, что в скором времени число людей, которые понимают, как эти инструменты использовать, значительно возрастет.
журнал "Мир связи" №3, 2000
|