Русский English
  https://giats.ru ГНЦ ЛПК
   

Журнал "ВККС Connect" №2' 2000

Современные информационные
технологии в лесном комплексе

В.Г. Сарайкин, генеральный директор ОАО "РОСЛЕСПРОМ"
Н.С. Ростовский, директор ЗАО "ЛЕСПРОММАРКЕТ"
Абстракт
Новые технологии
Применение информационных технологий на примере ГИАТС
Интервью с В.Г. Сарайкиным
Buy yourself some taiga
Лесоповал по виртуальным каналам
ГИАТС - торговая система
Информационные системы в лесном секторе Рынок леса на экране компьютера
Современные информационные технологии в лесном комплексе

    Информационное обеспечение предприятий лесопромышленного комплекса является одной из серьезных проблем, решаемых в лесном секторе экономики России, В настоящее время он включает в себя более 6 тыс. крупных, средних и мелких предприятий. Свыше 95% из них прошли свой путь приватизации, получив в основном приватный статус собственности, и в этих структурах реализуются новые методы рыночного управления. Однако как акционерные и индивидуальные частные предприятия, так и государственные органы управления и регулирования не имеют актуальной и необходимой информации о рынках сбыта и состоянии лесного комплекса в целом.

    Сегодня отсугствие оперативной информации приводит к тому, что предприятия отрасли испытывают значительные трудности с планированием производства и сбытом своей продукции. Как правило, многие сделки являются краткосрочными, так как не удаётся найти долгосрочного партнера и спрогнозировать изменение конъюнктуры цен на длительный, от трех до шести месяцев, период, либо предприятия отгружают в порты непроданный товар, не имея контрактных цен, затрачивая при этом средства на его производство, транспортировку и длительное хранение, приводящее к снижению качественных характеристик и в некоторых случаях порче товара.

    Недостаток объективной информации по рынку лесной продукции (спрос, предложение, запасы, цены и т.д.) ограничивает возможности предприятий по эффективному выбору стратегии и тактики продажи своего товара. В то же время отсутствие единого информационного поля для продавцов и покупателей по актуальным товарным и фьючерсным рынкам приводит к несбалансированности этих рынков и, как результат, к проигрышу в ценах и объемах поставок.

    Сегодня по экономическим соображениям проведение достаточных маркетинговых исследований рынков сбыта продукции по силам только наиболее крупным предприятиям. Малые и средние структуры "достают», как правило, ограниченную, не всегда объективную информацию, получая ее от посредников по факсимильной или телефонной связи либо работая с отдельными известными им покупателями.

    Естественно, если взглянуть на это через призму возможностей современных информационных технологий, то налицо неоправданно большие затраты на поиск потенциального партнера по бизнесу и высокая стоимость согласования основных условий будущего контракта и (или) приложения к нему. В дополнение к этому - неопределенность во времени и значительные расстояния, препятствующие эффективной и быстрой торговле, возможной при непосредственном диалоге.

    В поисках выхода из создавшегося положения специализированные фирмы и лесопромышленные предприятия пытались внедрить некоторые достижения информационных технологий. Наиболее распространенные из них: предложение о сотрудничестве на электронной доске объявлений; разработка собственного рекламно-коммерческого сайта, что сегодня дорого и не всем под силу; создание своего Интернет-магазина, что пока относительно накладно и требует привлечения высококвалифицированных специалистов; и, наконец, получение дорогостоящего лицензионного доступа к зарубежным системам электронной коммерции при отсутствии в России работающих механизмов электронной коммерции, которые успешно действуют на Западе.

    Для устранения рассмотренных недостатков и создания для отрасли необходимых коммерческих возможностей в ОАО «РОСЛЕСПРОМ» - предприятии, организованном в процессе рыночной трансформации бывшего Министерства лесной промышленности, - разработана и реализована глобальная информационная аналитическая торговая система (ГИАТС).

    Анализ показал, что в мире отсутствует опыт информационного обеспечения субъектов лесного рынка с использованием телекоммуникационных технологий и достижений информатики, тем более в условиях, сравнимых с нынешней российской действительностью. В связи с этим создание ГИАТС для лесной промышленности в силу ее специфики потребовало разработки оригинального подхода к проектированию механизма согласования условий сделки и самих торгов, а также к моделированию процесса поиска потенциальных партнеров по бизнесу.

    Большая часть продукции лесного комплекса не может быть чисто биржевым товаром. Поэтому возникла необходимость разработки именно внебиржевой системы электронной торговли со специфическими стандартизированными правилами согласования основных и дополнительных условий планируемых сделок для пользователей услуг системы, которые могут находиться в любой части страны и в любой точке мира.

    Роль бирж в этом случае сводится к обеспечению места для фиксации реальных сделок и финансовых гарантий их исполнения. Весь мир создает специализированные Интернет-биржы (торговля запасными частями и электронными компонентами), или Интернет-пулы, и использует развитые системы типа «business- to-business», «business-to-customer» и электронные аукционы. Этот путь проторен, хотя и требует серьезных затрат.

    При торговле лесом и другими сырьевыми товарами коммерсант, брокер имеет дело с несколькими существенными условиями оферты, являющимися параметрами торгов. Следовательно, и при совершении сделки необходимо рассматривать ее в нелинейной многокритериальной постановке, что существенно ограничивает возможность автоматизации процесса принятия решения. При разработке ГИАТС также учитывался фактор расстояния (география производителей, продавцов и покупателей - весь мир), который ограничивает применение чисто биржевых технологии и актуализирует необходимость внебиржевых систем.

    Прогнозируя значительные затраты на продвижение системы, мы максимально сохранили основные традиции, обычаи и правила коммерческой деятельности, реализовав в ГИАТС дружественный, моделирующий реальные ситуации интерфейс, не нарушая жестких требований к соблюдению отраслевых и международных правил и стандартов при согласовании современных контрактов. Особое внимание также было уделено учету регламентов, определяемых из целенаправленных усилий государства по совершенствованию нормативной базы и направленных на создание организованных товарных рынков. Преследовалась цель обеспечить концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен, разработку отраслевых индексов на основные сырьевые и стратегические товары, расширение рыночных и хозяйственных связей, базирующихся на принципах либерализации цен, и создание необходимой торговой инфраструктуры с применением современных информационных технологий. Создаваемая с учетом этого информационно-организационная структура позволит решить следующие, прежде всего отраслевые, задачи:

  • обеспечение мониторинга рынка лесной продукции, включая российский, рынки СНГ и традиционного экспорта - дальнего зарубежья;
  • обеспечение возможности регуляризации торговой деятельности по основным сырьевым и стратегическим товарам;
  • получение актуальной и достоверной информации о спросе и предложении:
  • достижение концентрации спроса и предложения в едином информационном поле;
  • получение эффективного механизма прогнозирования состояния рынка и отрасли в целом;
  • выработка рекомендаций для принятия решений, необходимых для поддержки развития национальной экономики на правительственном уровне (ставки налогообложения, квоты, пошлины, тарифы на транспортировку грузов и т.д.).

    В настоящее время завершен первый этап создания такой информационно-организационной структуры. Ее информационной частью является ГИАТС, организационной - региональные центры, в том числе и региональные сырьевые биржи, а также сеть зарубежных обществ, специализирующихся на обеспечении инфраструктуры продажи лесной продукции.

    Принцип работы системы отражает реальную бизнес-логику коммерческих подразделений большинства производственных, торговых и посреднических предприятий. Торги по определенной группе товаров или услуг осуществляются в специализированных модулях. Проводя торги одновременно в нескольких значимых модулях, пользователь системы может осуществить сделки, необходимые для всей производственно- торговой цепочки, включая инфраструктуру экспорта, начиная с производства или заготовки и заканчивая продажей своего товара на различных выгодных для него рынках. Это позволяет заинтересованным хозяйственникам разорвать порочную цепочку неплатежей за счет расширения достоверного информационного кругозора, четких и ответственных правил торгов и собственной инициативы.

    В настоящий момент в ГИАТС осуществляются торги по основной группе продукции лесопромышленного комплекса (круглый лес, пиломатериалы, балансы, транспортно-экспедиторские услуги). Система нашла союзников в таких российских регионах, как Хабаровский и Красноярский края, Республика Коми, Свердловская и Ростовская области, Москва, а также за рубежом - в Японии, Финляндии, Италии, Англии, Израиле и Германии.

    ГИАТС - это открытая система внебиржевых электронных ответственных торгов (аукционов), которые можно проводить одновременно в разных специализированных модулях, ориентированных на торговлю определенным товаром со свойственными только ему обычаями, правилами, терминологией и т.д. При этом в любой момент времени участники сделки могут перейти в конфиденциальный режим, если они полагают, что детализированная информация о процессе ее согласования уже представляет коммерческую тайну, - т.е. они могут сделать рассматриваемый проект «видимым" только тем участникам рынка, с которыми они желают продолжать многокритериальный диалог.

    Естественно, сначала нужно найти интересующие предложения. А любой поиск в море разнообразных проектов необходимо начинать с формулирования их основных параметров, предложений. Для этого в модулях ГИАТС существуют развитые фильтры, с помощью которых можно искать информацию по любым параметрам, характеристикам, используемым в системе, и даже по позициям в спецификациях. Это весьма существенно для тех, кто часто искал специфический материал в Интернете по неструктурированным данным, сталкиваясь с непродуктивно большими выборками, которые далее требовалось последовательно просматривать (а это требует хорошего канала связи и длительной работы в сети), либо теряя многие потенциально интересные предложения.

    Правда, за такую возможность пользователи ГИАТС платят тем, что формулируют свои предложения в соответствии со строгими стандартами, указывая все существенные условия и ряд дополнительных. Хотя, скорее, это надо рассматривать как достоинство. Ведь чем точнее вы формулируете свое предложение, тем быстрее вас найдет потенциальный партнер, тем меньше времени вы потратите на согласование условий и, наконец, если какая-то позиция для вас нова или непонятна, есть возможность обратиться к развитому предметному «Хэлпу» в меню компьютера или получить необходимую справку с сайта ГИАТС, т.е. узнать необходимую для бизнеса конкретную информацию, не прибегая к помощи учебников, справочников, консультантов и пр.

    В дополнение к правильно сформулированной заявке можно получить один или несколько вариантов наиболее распространенных видов договоров, типовых для каждого рынка, контрактов, т.е. ГИАТС работает еще и как юрист-консультант.

    Нельзя не отметить одну существенную проблему, с которой необходимо считаться пользователю системы - качество линий связи в России. Бизнесменам приходится разъезжать, и далеко не всегда возможно подключиться к Интернегу и отследить изменение условий по своим заявкам на рынке. В ГИАТС учтено и это обстоятельство: серверы приложений и структура хранения информации, а также ее пакетирование позволяют работать на очень плохих каналах связи с низкими характеристиками. При отсутствии связи с Интернет, но наличии ПЭВМ «Notebook» или другого компьютера, удовлетворяющего минимальным требованиям для работы модулей ГИАТС, можно (в «offline» режиме) набрать любую заявку, проанализировать ранее загруженные и хранящиеся в компьютере предложения и при первой же возможности подключения к Интернет отослать отложенные предложения на сервер ГИАТС, получив одновременно актуальную информацию с сервера.

    В дальнейшем намечается организовать пересылку SMS-сообщений на мобильный телефон. Кроме того, в ближайшей перспективе в сотрудничестве с крупнейшей финской телекоммуникационной компанией «SONERA» планируется использовать возможности, которые предоставляют WAP-технологии.

    Для перспективного развития и распространения идеологии ГИАТС совместно с ведущими высшими учебными заведениями России и некоторыми зарубежными институтами по лесному профилю планируется разработать и запустить обучающую систему для будущих пользователей. Эти ресурсы будут доступны студентам ряда вузов в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Хабаровск, Братск, Ухта, Хельсинки (Институт Александра) и других, а также и бизнесменам, которые хотят углубить свои знания или применять современные информационные инструменты в своей деятельности.

    В условиях, когда в России пока не работает закон об электронной подписи, мы предложили страховать достоверность предоставляемой участниками информации в ГИАТС. Любая сделка перед фиксированием в системе сначала обеспечивается страховым полисом - т.е. достоверность предоставленной информации и выполнение достигнутых условий гарантируются страховыми депозитами, которые участники торгов размещают на счету страховых компаний, сотрудничавших с ГИАТС. В случае, если один из участников нарушает условия сделки, зафиксированные в системе, размещенный им страховой депозит перечисляется на счет пострадавшей стороны-партнера, готового на зафиксированных условиях заключить и исполнить полноценный контракт. Когда же один из участников регулярно нарушает правила совершения сделок, то для обеспечения своих торговых проектов и оферт ему придется разместить более высокий, по сравнению с дисциплинированным участником, страховой депозит. И, наоборот, для добросовестного партнера стоимость страхового депозита может быть уменьшена.

    В процессе развития клиентской базы ГИАТС превратится в добровольное, объединенное едиными правилами торговли и стандартами, скоординированное общей стратегией сообщество субъектов лесного рынка, где будут гармонично развиваться малый и большой бизнес, а государство выступать как субъект рынка, обеспечивающий цивилизованное регулирование экономики рыночными механизмами. Пользователи ГИАТС получат эффективный инструмент, позволяющий систематически осуществлять мониторинг лесного рынка с целью получения полной и достоверной информации о спросе, предложении и ценах, снизить затраты на поиск потенциальных партнеров по бизнесу и согласование с ними существенных условий сделок, упорядочить процесс торгов, повысить ответственность участвующих в них контрагентов и перевести бизнес на цивилизованную основу.

    Разработанный инструментарий позволяет после соответствующей адаптации применить его для внебиржевой и биржевой торговли такими сырьевыми товарами, как нефть и нефтепродукты, газ и газовый конденсат, черные и цветные металлы, зерно, сахар, хлопок, шерсть, а также электроэнергия, специализированная техника, услуги по страхованию и др. Кроме того, мы видим перспективы развития ГИАТС в направлении гармоничного перехода (врастания) предприятий в торговлю через Интернет, сопровождаемого максимально полным ведением всей документации в электронном виде на основе интегрированной информационной системы.

Контактная информация Новости Ответы на вопросы
Тел.: (095) 148-2667, Факс: (095)148-0487,
E-mail:  
Copyright © 2000 Леспром-маркет