Русский | English |
- Валерий Георгиевич, нашей стране не в новинку торговать лесом. Накоплен опыт, налажены связи, да и «зеленых ресурсов» пока у нас вполне достаточно. И вдруг вы задумываете некий переворот в лесном бизнесе. Чем была вызвана необходимость создания вашей системы? - Когда существовал единый механизм управления лесной отраслью в лице соответствующего Министерства лесной промышленности, вопросы управления решались централизованно. Центр рассылал директивы леспромхозам, деревообрабатывающим комбинатам. И те знали, сколько и чего нужно производить, куда отгружать и почем продавать. Теперь, когда 95 процентов предприятий лесной отрасли оказалось в частных руках, данная управленческая цепочка уже не работает. Властные структуры потеряли былую возможность следить за конъюнктурой рынка просто потому, что не имеют информации о возможностях отечественных производителей. Собственники же совсем не стремятся афишировать свой потенциал, ссылаясь на закон о сохранении коммерческой тайны, однако в последнее время все больше нуждаются если не в управлении, то хотя бы в координационных «советах» из властных структур и, главным образом, в актуальной и достоверной информации о рынках лесопродукции в возможно больших объемах. Представьте себе, сидит владелец лесозаготовительного предприятия где-нибудь в Усть-Илимске и думает, где реализовать свою продукцию. У него есть телефон, факс, проверенные партнеры. Где-то как-то узнал, что многие везут свой товар на японский рынок, - мол, там теперь сложилась благоприятная конъюнктура. Рубит он лес, везет в Находку, а там все уже затоварено подобной древесиной. Чтобы найти хоть какую-то возможность реализации, наш лесовладелец идет к посреднику, который искусственно подчеркивает свою значимость, поскольку владеет информацией. Черпает же он ее у японских компаний. Но для ориентации на всем рыночном пространстве этого недостаточно. Создавая систему, мы стремились вооружить нашего лесозаготовителя базой необходимых для коммерческой деятельности данных. ГИАТС - это инструмент, который позволяет иметь информацию о состоянии лесного комплекса, следить за движением рынка. В России сегодня более 20 тысяч лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. На нашем рынке постоянно присутствуют порядка 10 тысяч как отечественных, так и зарубежных покупателей продукции лесного комплекса. Плюс ко всему - от 20 до 30 тысяч предприятий, формирующих необходимую леснику инфраструктуру. Это и транспортники, и поставщики запчастей, горюче-смазочных материалов, энергетики, производители спецодежды и продуктов питания. Все участники этого замкнутого мира хотят оптимально планировать свою деятельность. Для этого им опять-таки нужна постоянная информация друг о друге. - И вы, выставив ГИАТС в Интернете, надеетесь обеспечить всех участников лесного рынка исчерпывающей информацией? - Интернет в ГИАТСе используется в качестве транспорта информации. Сама же система закрыта. Сейчас к ней имеют доступ 37 участников. Причем это элитные лесоэкспортеры и лесопромышленники. Под элитой мы понимаем, прежде всего, профессионалов. Среди пользователей ГИАТСом можно назвать «Экспорт-лес», «Роспортлес», «Лесторгтранс», «Транстейл», Новоенисейский ЛХК, Лесосибирский ЛДК, Коми-лесную биржу, Красноярскую и Дальневосточную товарно-сырьевые биржи. Есть и зарубежные абоненты из Японии, Китая, Италии, США, Финляндии, Турции. Пользователи системы могут получить информацию о спросе и предложении на лесопродукцию в различных регионах России и за границей, проанализировать ценовые тенденции, выставить свои заявки на долгосрочный период. Все это позволяет им своевременно делать выводы о целесообразности производства новой продукции, развивать свои предприятия в перспективном направлении, подбирать соответствующие лесосеки. В процессе электронных торгов член клуба ГИАТС находит выгодные контракты и предложения, оценивает их эффективность. Сейчас система предлагает электронную торговлю в режиме реального времени в шести модулях лесопродукции (пиломатериалы, круглый лес, балансы, ДСП, ДВП, фанера) и модулях железнодорожных тарифов (10.01 и ЕТТ/МТТ), векселей. Совсем скоро появится возможность совершать сделки по фрахту и лесозаготовительной технике. В перспективе намечено создание целого ряда других модулей - аукционы лесного фонда, топливно-смазочные материалы, целлюлоза, электроэнергетика, услуги по экспедированию в портах и другие. Наша система может расширяться бесконечно. Пользователи в зависимости от рода своей деятельности покупают нужные им модули. Мы снабжаем их также паролем и средствами электронной защиты от хакеров. Для федеральных и региональных органов власти ГИАТС — это эффективный мониторинг лесного комплекса. Конечно, многие пессимисты пытались нас убедить в несвоевременности создания ГИАТСа. Хотя бы потому, что Интернетом у нас в стране пользуются 1,5 - 3 процента населения. Действительно, трудно сейчас представить себе подключенный к мировой сети компьютер где-нибудь в бытовке на сибирском лесоповале. Но времена меняются. В развитых странах Запада Интернетом охвачено до 70 процентов жителей. И мы от всеобщей компьютеризации никуда не денемся. - Расскажите, как, сидя у экрана компьютера и настроившись на вашу систему, совершить реальную торговую сделку. - Это не особенно сложно. Вы вошли в ГИАТС, настроили рабочее место. Вас, допустим, интересует ангарская сосна. Заполняете параметры фильтра, т.е. окно, через которое проходят только заявки, удовлетворяющие вашим требованиям по цене, качеству, параметрам. Видите на экране монитора подходящее предложение, но, например, хотите поторговаться - снизить цену или изменить форму и сроки платежей. Выставляете встречную заявку с вашими пожеланиями. Тем самым сообщаете информацию о себе. Люди в нашей системе объединяются в коллективный, предметный разум, позволяющий искать взаимоприемлемые варианты. Наша система - это своеобразная аудитория, актовый зал, где собрались профессионалы в лесном бизнесе. У них свои правила игры, свой язык. Они доверяют друг другу и готовы идти на компромисс. ГИАТС дает людям инструмент для создания цивилизованного рынка, способного вывести лесной комплекс на передовые позиции. Кто сегодня отказывается от информации, завтра просто будет вынужден уйти из бизнеса. Информационная дельта в прибыли сейчас составляет более половины себестоимости продукции. - Существуют ли на нашем рынке системы, подобные вашей? Стоит ли ГИАТСу опасаться конкурентов? - Систем, аналогичных нашей, пока нет. Есть электронные магазины, системы «Бизнес ту бизнес», где процесс торгов осуществляется иным образом. Там доска объявлений, установленные цены. Если вас что-то не устраивает, вы просто уходите. Или аукцион - т.е. список того, что покупается и продается. А связывает участников аукциона посредник. У нас же - непосредственный диалог за одним «столом». Конечно, мы имеем конкурентов в России, причем прогрессивных, базирующихся на мощном материальном потенциале, хорошей инвестиционной поддержке. Но между нами есть существенные различия. Они сначала ориентируются на создание виртуальных систем торговли, а затем приглашают туда участников, которых надо еще готовить, «выращивать». Мы же автоматизируем уже действующий процесс общения коммерсантов, даем им инструмент для оптимизации их диалога. Хочу особо подчеркнуть, что идею ГИАТСа горячо поддержал Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Сейчас союз намерен обратиться в правительство, чтобы оно помогло внедрить и расширить нашу систему, выделить для участия в ней наиболее представительные предприятия лесного комплекса (это примерно 30 - 40 процентов от их общего числа). Не сомневаюсь, что придет время, когда членами клуба ГИАТС станут не 37, а 37 тысяч участников. Беседу вел Сергей МОШЕЧКОВ |
Тел.: (095) 148-2667, Факс: (095)148-0487, E-mail: Copyright © 2000 Леспром-маркет |